Москва. Лето.
Борьба с отмыванием денег в России сегодня самая популярная тема. Эта работа серьезно ведется с 2002 года, и только сейчас стала приносить реальные плоды. По данным Росфинмониторинга в 2004 году число банков, замеченных в легализации преступных доходов, выросло на 40 %. Первый этап вступления банков в систему страхования вкладов показал неутешительную картину. Из общего количества подавших заявление, в систему вошли только 70 % банков, из тех на которые приходится 98 % всех вкладов народа. Всего принято чуть больше 800 кредитных учреждений. Почти треть банков были не приняты в систему на основании подозрения в отмывании денег.
За три последних года расходы самих банков на предотвращение легализации преступных доходов выросли более чем на 60 %. Сокращение таких расходов в будущем не предвидится, так как они в значительной мере окупаются и сокращают риски банков, связанные с кредитованием. Ежедневно более 12000 сообщений о подозрительных операциях банки направляют в проверяющие органы. В 2003 году по фиктивным транзакциям за рубеж было вывезено $9 млрд., в 2004 году эта цифра уменьшилась вдвое, а в 2005 году пока не было зарегистрировано ни одного случая.
Недавние приговоры в Москве и начавшиеся расследования в Питере показывают, что государство будет и дальше усиливать контроль. А с увеличением рынка потребительского кредитования получать и реальное представление о доходах своих граждан. Желание банков пойти на встречу заемщикам и учитывать их совокупные доходы при выдаче кредитов похвально, но выглядит не однозначно. Декларируя в банке свои реальные доходы, а не только “белые”, народ получает недостающие ему средства на дорогую покупку. Но при этом народ декларирует и несоответствии этих доходов с реально уплаченными налогами.
Банки заинтересованы в развитии своего бизнеса и наши налоговые отношения с государством их интересуют в наименьшей степени. Но и для банков и для народа контролирующий орган один – государство. Сейчас экспертами Президента предлагается перенести основные налоговые выплаты, например НДС, от предприятий на уровень физических лиц путем введения налога с продаж. Пример налоговой системы США и Японии, где НДС отсутствует, говорит о реальности такого нововведения.
Увеличение основной налоговой нагрузки на кошелек потребителя, по мнению этих экспертов, приведет к большей заинтересованности народа в оценке деятельности налоговых служб и использованию налогов самим государством. С другой стороны, это нововведения освободит налоговые органы от той нагрузки, которую они несут при проверке уплаты НДС. Чем будут заниматься освободившиеся налоговики? Не трудно догадаться.
Забота государства о комфортной налоговой системе для предприятий похвальна и объяснима. При постоянном укреплении рубля продукция этих предприятий становится не конкурентоспособной на рынке и ее все больше заменяет импортная. Пример состояния отечественного автопрома тому наглядное подтверждение.
Общий спад производства только за первые месяцы текущего года на заводах “АвтоВАЗ”, “ГАЗ” и “ИжАвто” достигает десятков процентов, по сравнению с 2004 годом. При этом производство авто на совместных “отверточных” предприятиях увеличилось более чем на 20 %. Данные Минэкономразвития показывают, что спад вызван не отсутствием спроса на автомобили. А тем более не сезонными факторами – сейчас как раз самый сезон! При повальном сокращении продаж отечественных машин, продажи новых иномарок с начала года выросли в два раза по сравнению с тем же периодам прошлого года. А общий объем импорта иномарок, по данным Минпромэнерго, за прошлый год впечатляет: не менее 500 тысяч штук, из них почти 350 тысяч новые автомобили. И все они на корню скуплены в том же году.
Развитее ситуации показывает, что потребительский спрос ни куда не делся. Он просто вышел на более качественный уровень. Рост доходов населения и развитие банками автокредитования продолжает раскручивать этот рынок, но не в пользу наших автомобилей. И многим это не нравится. Попытки увеличения таможенных сборов, поднятия запретительных пошлин на подержанные автомобили и предложения о запрете японок с правым рулем будут постоянны.
Но скорее всего ситуацию не повернуть вспять. Тем более что само развитие системы кредитования населения и не только на покупку автомобиля идет семимильными шагами. Проект “Все кредиты для народа” старается представить Вашему вниманию различные аспекты потребительского кредитования. Анализ материалов показывает, что кредитование в России положительно воспринято населением и только введение непредвиденных ограничений может существенно повлиять на развитие взаимоотношений народа и банков. Основными ограничениями, как я считаю, могут стать:
- введение обязательного декларирования в налоговой инспекции доходов заемщика при получении кредита;
- запрет государственными органами выдачу кредита без предоставления справки из налоговой инспекции об отсутствии у заемщика долгов по налогам;
- обязательное предоставление банками в налоговую инспекцию анкет заемщиков при выдаче ими кредитов на дорогостоящие товары (автомобили, недвижимость и т. д.);
- введение ограничений на максимальный размер кредита, в не зависимости от доходов заемщика;
- другие ограничения затрагивающие область легализации доходов.
Конечно это все мои фантазии уважаемые читатели. Я благодарю за то, что Вы это вообще читаете. Но куйте железо пока не горячо!